Портал органов управления Жайылского района Чуйской области Кыргызской Республики
Айыльные округа » Степнинский » Наш округ » История

ШАВЫР: ДАЛЕКОЕ И БЛИЗКОЕ

(из книги Н.И.Теплова «Земля Жайыла»)


Степное - самое отдаленное село района. От одного старожила - аксакала слышали такое полушутливое, полусерьезное объяснение:

- Кыргыз-скотовод своею землю долины считал так: пока с коня видишь горы - земля твоя. Не видно гор - значит, начинается чужая.

Степное - это богара, увалы, взгорки. Со взгорков горы еще туманно виднеются. Из-за увалов - нет. За Степным начинается Казахстан.

Эти сухие безлюдные места, в которые и скотоводы откочевывали редко, потому что трудно было найти водопой в старину, по имени жившего здесь бая назывались Шавыр. Таким оно и по сегодня осталось в народе. А осваивали их тоже переселенцы вместе с коренными жителями.

Сорвавшиеся с далеких насиженных мест, в слезах и тревоге за будущее, на волах, лошадях и верблюдах годами добирались они до означенных мест в поисках земли обетованной. Гнала людей в те первые годы двадцатого века нужда. В пути рождались дети, в пути умирали ослабевшие старики, в пути под чужими звездами находили переселенцы ночлег, на чужих подворьях зарабатывали на кусок хлеба. И как благодарны были местному населению, когда прибыли на этот голый участок степи, за то, что эти добрые дехкане, отрывая от себя, помогали приезжим, чем могли...

Взаимоподдержка, ашары помогли выжить, выстоять, обустроиться, общими силами строили дома, делали в логах небольшие запруды, чтобы накапливать воду для поливов, рыли колодцы. Была черная строчка между людьми во время восстания 1916 года, были жертвы. Но об этом не стоит....

К 1927 году; когда образовался район, село Шавыр-Степное было уже довольно большим, люди начали обживаться по-настоящему, иметь излишки продукции для продажи, хотя отдаленность от центра и бездорожья; не способствовали этому Были к тому времени и зажиточные семьи, для которых труд на .земле считался делом священным. Многие из них были зачислены в кулаки.

В 1930 году организовался в Степном колхоз имени Сталина. Работать сообща степнинцев научила жизнь давно, поэтому вступили в него почти все сельчане. Первым  председателем избрали Егора Васильевича Чернышова. Работали дружно. Когда образовалась Карабалтинская МТС. на пахоту присылали трактор. Остальные работы выполняли на волах и лошадях. Сеяли вручную. Убирали хлеб конными лобогрейками. Построили школу, учили детей, учились сами. Интерес к жизни был большой, впервые стали всем миром сельским решаться самые сложные дела.

Но когда жизнь стала входить, казалось бы, в прочную колею, - началась война. Многие степнинцы работали в это время на строительстве Большого Чуйского канала, на полях. Ветеран села Иван Фоменко рассказывает: -Я еще до войны отслужил в армии, участвовал в Финской войне. Вернулся - вместе с женой Анной пошли на строительство канала. Семь месяцев дома не были. А тут прискакал на стройку верховой.

Война. Германия напала.

 Я, Иван Тишанский, Антон Демченко, Василий Яншин прямо со стройки ушли на фронт. Антон и Василий не вернулись. Погибли и наши первые механизаторы Петр Востриков, Сергей Юдаков. первые шоферы - Павел Денисенко и Кондрат Ворошилов. Да разве только они! Вернулись мы, оставшиеся в живых, и на душе еще горше стало. Опустело село Степное. Бабы да дети. И опять все поднимать начали с начала.

То, что не успели сделать отцы, воплотили в жизнь подросшие после войны дети. В село пришло в шестидесятых годах электричество. Была построена дорога до райцентра, к полям пошли бетонные лотковые водоводы, появилась своя мехмастерская, зерноток, животноводческие фермы, Дом культуры, многое другое. В 1987 году созхоз "Чуйский", созданный в Степном и возглавляемый Геннадием Давиденко, был крупным производителем сельскохозяйственной продукции. Он давал в год 501 тонну мяса, 2223 тонны молока,607 тысяч штук яип. 61 тонну шерсти, 10811 тонн зерна, 60 тонн семян люцерны.-выращивание которых он освоил первым. 89 тони овощей

Здесь первыми стали применять семейный подряд, первыми в районе стабильно стали проводить сев яровых за 2-3 дня. научились на богаре получать неплохие урожаи, первыми решили заготавливать на корм как можно больше сена, так как сенаж нередко подводил качеством. И врастать в рыночные отношения, в реформирование стали вдумчиво и спокойно. Приобрели свою пилораму, соорудили небольшой кирпичный завод, в 1996 году запустили свою мельницу, свою пекарню, чтобы не мотаться за каждой мелочью в райцентр. И все эти подсобные производства очень здорово помогали объединенному крестьянскому хозяйству поддерживать свою экономику.

В 1994 году совхоз "Чуйский" был преобразован в акционерное общество "Степь". И сегодня, как и прежде, живут и работают здесь русские и казахи, кыргызы и карачаевцы. Живут дружно, никаких распрей меж собой. Заняты земледелием, животноводством. Председателем АО "Степь" тогда работал Тариэль Аширбаевич Аширбаев, с  1996 года был главой Степнинского айыл окмоту.

Когда в 1991 году распределяли по селам беженцев из Таджикистана, в Степное определили 42 семьи -188 человек. Хозяйство помогало им на первых порах, выделили жилье. Люди эти оказались работящими, взяли в аренду землю для обработки, обзавелись своим хозяйством и уже встали на ноги.

В селе открыта мечеть. Спонсорами в приобретении здания стали айыл окмоту и частный предприниматель, владелец мельницы Ж. Мамуев, которым жители выражают свою благодарность.

Село находится в степи, на границе и должно бы привлекать внимание воров для наживы, но айыл окмоту принял все меры против воровства. Также успешно работает и суд аксакалов, решает все житейские проблемы.

Свой, след в истории этого сообщества оставляют Дмитрий Федорович Андреев, председатель Совета ветеранов, В.В..Тишанский, глава крупного акционерного общества, "Надежда", бухгалтер аиыл окмоту Фарида Джумагулова, зав. фермой ФХ Макар Семенов и другие.

 

Воспоминания жителей села Степное, собранные

Тишанским Иваном Прокопьевичем,

уроженцем села Степное,  ветераном Великой Отечественной войны


В 1887 году  Царь России Александр II издал свое Царское Уложение (Указ) о заселении русскоязычным населением туркестанского края, чтобы обеспечить продуктами питания свою армию. В первую очередь переезд разрешили тем солдатам, кто был на действительной военной службе в Туркестанском краю. Так переселились более 2000 крестьян.

Чтобы уберечь имущество переселенцев от нападения воров, Правительство Царской России приняло  решение от реки Волги до Ташкента по пути следования переселенцев на расстоянии дневного перехода рабочей лошади установить военные пикеты, чтобы прибывших на пикет переселенцев солдаты принимали под охрану и  сопровождали до конца избранного переселенцами места.

В 1882 году   Александр III приостановил переселение в Среднюю Азию с целью выяснения наличия и пригодности пахотных земель. Для этой работы были назначены царские уполномоченные из числа военных, которые собирали необходимые сведения и отправляли их  в Петербург.

В 1886 году вновь последовало царское разрешение на переселение и крестьяне из южных областей России двинулись большим потоком на вольные земли  Средней Азии. В этом общем потоке прибыла группа крестьян из Воронежской губернии в Чуйскую долину, в село Ак-Суу ныне Беловодское.

По трассе Шелкового пути стало тесно крестьянам,  они рвались на простор. Царские уполномоченные люди, рыская на лошадях, выискивали удобные для хлеборобов места, приглашали там поселяться. И вот в 1892 году Уполномоченный пригласил крестьянских ходоков Гостренко Андрея и Криулина Андрея посмотреть место для будущего села Степное и поле под пашню. В 1932 году силами ОГПУ этот участок был закрыт, по той причине, что местная милиция в связи с отдаленностью от крупных населенных пунктов, не могла контролировать куплю-продажу скота, так как по некоторым сведениям сюда стал поступать ворованный скот со всего Семиречья. Этот базар прочно закрепил название Шавыр.

Село Шавыр строилось и укреплялось в рабочем темпе с 1894 года по 1900 год.  За этот период жители села укрепили свое материальное положение и решили нанять мастеров по выжигу кирпича, чтобы поставить церковь и школу. К счастью такой подрядчик нашелся в Кара-Балта - это Козлов Захар. В 1901 году он со своей бригадой поставил выжженную печь на месте нынешнего памятника погибшим в годы ВОВ.

Церковь была построена на месте нынешнего клуба и 9 октября 1900 года была освещена. Но по указанию властей в 1937 году была переделана под сельский клуб.

В 1901 году этот же подрядчик установил при церкви приходскую школу, где дети шавырян учились чтению, письму и Закону Божию. Первым учителем был поп, так как в школе большую часть уроков было богослужение. Первый набор учащихся в церковно-приходскую школу состоялся в октябре 1902 года. Переселенцы неохотно отдавали своих детей в школу потому, что мальчики и девочки, достигшие 12-летнего возраста, считались помощниками в семье по уходу за скотом, а учебу считали  не обязательной.

В 1903 году в село прибыла ещё одна группа переселенцев из-под Полтавы. Это Рогозин Иван, Литовченко Фёдор, Лука Горбанев, Лавровы, Карпенко, Карсюк. Они населяли одностороннюю улицу от места, где сейчас расположено здание магазина и до почты. Их местные жители называли полтавцами. Таким образом, село пополнялось населением и расширялось в границах, складывалась отраслевая структура хозяйствования, укрепились контакты между оседлым и кочевым населением, занимающимся скотоводством, земледелием и ремёслами. В 1908 году для шавырян кончились царские льготы, когда в течении 15 лет они не платили  никаких налогов и поборов, а мужчины не призывались на царскую службу и государственные работы. Их начали привлекать с подводами на перевозку грузов в Иссык-Кульскую котловину. Многие шавыряне, побывав на Иссык-Куле и очарованные климатом и природой, уезжали на постоянное местожительство на Иссык-Куль. И село сильно опустело. Но недолгой была их радость. В 1916 году на Иссык-Куле вспыхнуло восстание против царского режима.   Не многим шавырянам удалось спастись бегством.

В 1913 году из Центральной России  в Шавыр приехали несколько семей русских и, продлив поливной арык от церкви на север, поселились по Центральной улице. Их называли москалями, а всю улицу от церкви и далее -  Бугрянская.

Сделав ответвление арыка от церкви,    начали населять ныне Первомайскую улицу, которая  в народе называлась Голопузевка. Вот в таких границах населялось дореволюционное село Шавыр. 

В начале 20-х годов двадцатого столетия Советское государство приняло решение о национально-государственном размежевании Средней Азии. Кыргызскому народу было дано право на создание отдельной Кара-Кыргызской автономной области в составе РСФСР и в административно-территориальных делениях и в названии населенных пунктов произошли некоторые изменения. Так  село Шавыр получило название Степное.

В 1920 году вышло постановление ЦИК СССР о введении четырехлетнего образования для взрослого населения. Начали открывать курсы по ликвидации безграмотности. В селе Степное организовывались десятидворки, где обучали грамоте женщин-домохозяек и безграмотных мужчин. Обучение в школе стало необходимостью для детей, достигших 8-летнего возраста, и одно здание приходской школы не могло вмещать всех учащихся. Тогда было экспроприировано церковное здание под школу с большим залом и двумя большими жилыми комнатами. Это здание стояло на левом берегу шавырского поливного арыка, где был бывший быткомбинат. Его снесли в 1944 году  при нарезке улицы Цыганки, ныне Школьная.

В 1964 году была заложена новая школа.

 

Создание сайта:

usaid

Разработка данного портала стала возможной благодаря бескорыстной помощи американского народа, оказанной через Агентство США по международному развитию (USAID). Органы управления Жайылского района несут ответственность за содержание сайта, которое не обязательно отражает позицию Агентства США по международному развитию (USAID) или Правительства США.